Формы дистанционного обучения
Семинарские занятия
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Семинарские занятия позволяет эффективно реализовывать их на основе информационных технологий. Большая часть семинаров может быть проведена с использованием on-line технологий: чатов, форумов, вебинаров.
Организация сетевых семинаров предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Программа семинарского занятия и задание для учащихся высылаются по электронной почте или представляются на специально разработанной web-странице.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме on-line.
Сетевое общение позволяет фиксировать логику работы семинара и контролировать деятельность каждого учащегося, учитывая его индивидуальность; дает возможность организовать не только коллективное обсуждение темы, но и построить несколько частных диалогов/
Наиболее важным отличием сетевого семинара от традиционного занятия в аудитории является возможность проведения как индивидуальной, так и групповой рефлексии, основанной на анализе зафиксированного (сохраненного) текста семинара. Это позволяет руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются ученики, и избежать их в дальнейшем, усиливает основания для обновления тематики семинара, а также для усиления обратной связи и корректировки траектории изучения учебной дисциплины или научной проблемы.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.